Этoт «Oкeaн» мoкрый, яркo-гoлубoй и плeщeтся в трex прoзрaчныx aквaриумax, чтo пoстaвлeны тeснo в ряд oдин к другoму. Дeтeй (их на спектакле не больше пятидесяти) рассаживают буквально в трех шагах от емкостей, прямо на полу на подушках (родители сзади на стульях), так что проблем с обзором ни у кого не возникает: океаническая жизнь с приключениями, кораблекрушением, поиском сокровищ тут как на ладони.
Океаном управляют две обаятельные актрисы — Анна Прокопьева и Оксана Варняга, одетые матросами. В их руках всего-навсего прозрачные палочки с обыкновенным кусочком ткани на каждой, и при помощи таких нехитрых приспособлений они начинают рассказывать удивительную историю про двух маленьких рыбок — рыбку мальчика (белая) и рыбку-девочку (красная), отправившихся в океанические глубины на поиски сокровищ. Там их подстерегают опасности — в одном аквариуме водится рыба-хищник, в другом обнаружится веселенький оркестрик из кастрюль на камбузе, и даже состоится подводный бал с танцующим бальным платьем.
Фантазии — целое море, то есть океан. Смена эмоций рассчитана очень точно — от смеха до реального испуга. Есть в этом забавном «Океане» и грустная нотка: когда в аквариуме появляется большая желтая рыба, другая рыба — мама — бросается на защиту своего ребенка и гибнет в неравной схватке. Этот драматический эпизод выполнен очень деликатно: ведь по сути это разговор с детьми о смерти, и для многих — первый. Поэтому актрисы держат паузу, не спешат перейти к следующей, иной по настроению сцене. В зале реакции разные — тишина, кто-то из малышей оглядывается и ищет глазами маму, а кто-то громко зовет ее.
Это очень важный момент в постановке, и на нем не боятся акцентировать внимание. Впрочем, режиссеры из Израиля предлагают две версии: если в зале дети возраста 4+, то она остается, если 3+, то актрисы во второй части спектакля спасают маму. Впрочем, актрисы сначала следят за тем, как идет спектакль, как реагируют малыши, и уже в зависимости от этого принимают решение.
«Крошечный океан» — это предметный театр, и если после спектакля заглянуть за аквариумы, то можно обнаружить целую лабораторию по производству «Океана». Здесь множество приспособлений, поршней, деталей спектакля. Под руководством израильских коллег наши актрисы научились ловко манипулировать всем этим богатством, добиваясь ощущения, будто действительно наблюдаешь океан и жизнь в нем.
— Насколько трудно играть для совсем маленьких зрителей? В чем специфика? — спрашиваю я у Анны и Оксаны после спектакля.
— Самое главное тут понимать, что нельзя ничего наигрывать. Для того чтобы дети все понимали, мы должны играть так, чтобы у них не возникало вопросов. Поэтому я произношу вслух вопрос, как бы предвосхищая детские вопросы, а Оксана мне отвечает. Тут главное отпустить себя, чтобы у нас получилась игра двух девочек, которые хотят рассказать другим захватывающую историю.
— А то, что они разговаривают громко, не мешает?
— Нет, дети же очень любят поговорить во время спектакля про сам спектакль. Когда появляется большая рыба, одни говорят: «Это кит», а кто-то спрашивает: «Кит не бывает оранжевым?» — «Нет, бывает». Но если один начал говорить, другие тут же подхватывают. Каждый раз реакции непредсказуемы, но тем они и интересны.
— Океан, а его руками можно обхватить. Насколько сложно вам существовать в таких условиях?
— Главное — не мешать друг другу. Смотрите, у нас все предметы, которые задействованы в спектакле (их так много, что трудно сосчитать), укладываются в три контейнера. На двух написаны имена режиссеров из Израиля — Мааян и Лиат. А третий для сценического мусора. Еще сложность заключается в том, чтобы добиться эффекта собственного устранения, дети должны наблюдать не за нами, а за рыбками в аквариуме.
— Вот вопрос о смерти, который затрагивается в спектакле. И у вас две версии этой сцены. Может быть, все-таки остановиться на жизнеутверждающем?
— Спектакль новый, пока мы пробуем, но не думаем, что нужно убирать разговор о смерти. Ведь для кого-то он первый. Что думает ребенок об этом, мы не знаем. Но специально в зале так расставлены места, что ребенок в любой момент может встать и, не мешая другим, подойти к маме. Мы видели, как в этот момент малыши прижимались к мамам. Конечно, спектакль интересен тем, что он сделан буквально из подручных средств — тряпочек, ленточек, помазков для бритья. Но что радует: после спектакля ребенок говорит маме: «Я тоже хочу завести такую рыбку».