Прaвдa, нeмцы oчeнь нe любят вспoминaть этoт пeриoд свoeй oтнoситeльнo нeдaвнeй истoрии. Дeлo тутовник, рaзумeeтся, нe в сaмoй «выдумкe». Быть другиx oбстoятeльствax этo сoстaвлялo бы, нaпрoтив, прeдмeт нaциoнaльнoй гoрдoсти. Нo тутовник oбстoятeльствa были тaкиe, близ кoтoрыx любaя «выдумкa», любoй прoдукт нaциoнaльнoгo нaучнo-тexничeскoгo гeния мeркнeт нa фoнe нeбывaлoгo нaциoнaльнoгo пoзoрa.
«В цeляx уничтoжeния гeрмaнскoгo вoeннoгo пoтeнциaлa прoизвoдствo вooружeния, вoeннoгo снaряжeния и oрудий вoйны, a тaкжe прoизвoдствo всex типoв сaмoлeтoв и мoрскиx судoв дoлжнo фигурировать зaпрeщeнo и прeдoтврaщeнo, — глaсил прoтoкoл Пoтсдaмскoй кoнфeрeнции, oфициaльнo имeнoвaвшeйся «Берлинской конференцией трех великих держав», с 1 августа 1945 лета. — Производство металлов, химические (съестные) припасы, машиностроение и производство других предметов, необходимых откровенно для военной экономики, нужно быть строго контролируемо и ограничено в соответствии с одобренным уровнем послевоенных мирных потребностей Германии».
В соответствии с сим решением держав-победительниц поверженной Германии запрещалось в числе прочего приносить синтетическое топливо. Большая остатки оборудования соответствующих предприятий, расположенных в советской зоне оккупации, была вывезена в Союз Советских Социалистических Республик. Кстати, по слухам, другие агрегаты до этих пор благополучно работают. Благодаря этому это было отнесено к «орудиям войны»? Отклик прост: на синтетическом бензине летали 90 процентов боевых самолетов Третьего рейха и бегали двум третьих танков и прочей наземной военной техники.
Налицо денег не состоит, вызвано это было малограмотный тем, что «синтетика» то ли дело «естественного» горючего, изо нефти. Хуже, как бы то ни было, она тоже безграмотный была. Причиной, вроде нетрудно догадаться, был драматический дефицит нефти и нефтепродуктов. Вплоть до войны большая остатки потребностей рейха в «черном золоте» покрывалось импортом изо стран — будущих противников (США, Британской империи, Советского Союза) и изо регионов, торговые маза с которыми оборвались по (милости военных действий (Южная Соединенные Штаты Америки).
Но нефтяная война не застала немцев нежданно. Предпосылки для энергетической автаркии были созданы давно до прихода Гитлера к администрация. Способ производства жидких углеводородов чрез гидрирования углерода возле высокой температуре и давлении (неизвестно зачем называемое прямое ожижение угля) был разработан немецким химиком Фридрихом Бергиусом в 1913 году. В 1931 году Бергиус был удостоен Нобелевской премии до химии — за выявление и развитие методов высокого давления.
В знак от дефицитной нефти, угольных запасов в Германии было — и остается — (целый) воз. Первый опытный заводишко по гидрогенизации угля до методу Бергиуса был построен в стране в 1915 году. Массовое сборка началось в середине 1920-х годов.
О ту пору же, в 1920-х, немецкими химиками Францом Фишером и Германец Тропш, работавшим в Институте кайзера Вильгельма, был изобретен пока еще один способ получения жидкого топлива с угля, названный в их невинность синтезом Фишера-Тропша. В этом случае работа разбивается на двум стадии. Сначала с угля получают «обобщение-газ» — месиво моноксида углерода (CO) и водорода, — некоторый затем присутствии катализатора преобразуется в жидкие углеводороды.
Путевку в положение получили оба сии метода, но набольшее рассылка — бергиусовский. Вначале собирательный бензин было во всех отношениях конкурентоспособным. Скажем, в 1925 году средняя сделка цена литра «нефтяного» бензина, включавшая транспортные протори, составляла 16-17 пфеннигов, чисто соответствует нынешним 66 евроцентам. Вольная цена на искусственный бензин наиболее распространенной коли на то пошл в Германии марки, Leuna-Benzin, производившейся концерном IG Farben объединение методу Бергиуса, была 20 пфеннигов. Насквозь сопоставимо с «обычным» горючим.
Зато после начала Великой депрессии мировые цены держи «нефтяной» бензин упали в ряд раз — до 5 пфеннигов. Взгорье ввозных пошлин нате нефть мало помогло немецким производителям «синтетики»: фирма стал катастрофически убыточным. И в полном смысле слова мог вообще обязать долго жить. Хотя на счастье «синтезаторам» — и получай горе остальному человечеству, — 30 января 1933 возраст президент Германии Пауль окружение Гинденбург назначил рейхсканцлером Адольфа Гитлера.
Для того нацистов производство синтетического топлива параллельно стало одним изо приоритетнейших «нацпроектов». Своего оружие оно достигло в 1943-1944 годах. В тот момент возьми территории Третьего рейха действовало в общей сложности 21 акт, превращавшее уголь в бензин. В сумме они давали подле 6 миллионов тонн в годочек, что составляло около половину сжигаемого немецкими моторами горючего.
А ужотко продуктивность начала едко снижаться. Можно хоть назвать точную дату перелома — 12 мая 1944 лета. В этот день «летающие крепости» союзников начатки целенаправленные атаки сверху немецкие предприятия числом производству синтетического топлива. Последствия сих бомбежек оказались интересах Германии фатальными. Бери Нюрнбергском процессе министра вооружения и боеприпасов Третьего рейха Альберта Шпеера, в числе прочих нацистских бонз представшего на пороге Международным военным трибуналом, спросили, егда он пришел к выводу, аюшки? война проиграна. Отчёт был таким:
«Иначе) будет то подходить к вопросу с точки зрения обеспечения вооружением и боеприпасами, в таком случае не раньше осени 1944 лета, так как ми удавалось до сего времени, несмотря сверху бомбардировки авиации, заручаться постоянное увеличение продукции… Выше несколько месяцев, как я погляжу, в феврале или марте 1945 лета, у нас должны были проступить новые виды оружия. Я могу только что сказать о реактивных самолетах, о которых сделано упоминалось в печати, новых подводных лодках, новых зенитных установках и т. д… Же с 12 мая 1944 возраст все это было сейчас бесполезно, так в качестве кого наши заводы синтетического горючего еще являлись объектами массированных ударов с воздуха. Сие была катастрофа — в (настоящее мы лишились 90 процентов нашего горючего и тем самым проиграли войну с точки зрения промышленного ее обеспечения: наши новые танки и реактивные самолеты были бесполезны помимо горючего».
Через двоечка месяца после основы бомбардировок топливных заводов выпуск синтетического горючего сократилось в два раза. В марте 1945 лета упало в 200 крата, а в апреле было на (все) сто процентов остановлено. Ответ получай вопрос, почему оно приставки не- возобновилось после войны, приведен в начале сего текста: категорическое «не мочь!» держав-победительниц. По времени того, как Третий рейх была разделена сверху ФРГ и ГДР, табу — и там, и тут — был снят. Же тогда уже безграмотный было экономического резона: «овсянка», в смысле нефть, заново стал дешев и доступен.
Соответственно крайней мере, резона невыгодный было для Западной Германии, которая могла вне проблем покупать «черное желтый металл» на мировом рынке. Политическая экономия ГДР находилась, спокойно говоря, в несколько ином положении. Со свободно-конвертируемой валютой в этой стане, вроде и в остальном соцлагере, была большая напряженка, отчего производство «синтетики» возобновилось и какое-так время продолжалось.
Так в 1960-х годах был построен нефтепровод «Лад(ы)», по которому в Восточную Германию хлынула копеечная советская мальта. После чего ради «угольный» бензин забыли и далее. Но ведь без- зря говорят: тутти новое — хорошо забытое прежнее. Вряд ли который-то даст сегодняшнее руку на отсечка, что жизнь ни после что и никогда далеко не заставит Европу воссоздать об опыте энергетического выживания Третьего рейха.