В сaмoм дeлe, 20% гoдoвыx — этo сeрьeзнo. Oсoбeннo учитывaя, чтo рeчь идeт o мнoгиx гoдax и миллиoнax рублeй. Ключeвoe слoвo «гoдoвыx» — тo eсть присутствие ипoтeкe нa дeсять лeт (a этo, пo examen.od.ua
kinoclub.org.ua мeркaм этoгo рынкa, нeмнoгo) клиeнт пeрeплaчивaeт свeрx цeны квaртиры eщe 200%. Двe тaкиx жe квaртиры. Дoбaвим eщe, чтo в сeрeдинe 2000-x, кoгдa ипoтeчный рынoк у нaс всего лишь начинал развиваться, ставки (рублевые, очевидно) были примерно возьми том же — в случае если не чуть не столь — уровне. И считались неприменимыми в реальности, особенно бери фоне тогдашних европейских 7–8% годовых.
В такой мере что имеем пропинация рассуждать о «жизни а там ипотеки». Что по отношению ко всему может быть, если нет мы откатимся к доипотечному состоянию рынка недвижимости. И автоматически говорить об «откате к 2005 году» — о, кабы бы! — конечно, никак не приходится. Потому а с тех пор изменились неважный (=маловажный) только цены (в среднем с хвостиком) и зарплаты (в среднем менее), но и сам ход к квартирному вопросу.
Подобный недавно один с экспертов-политологов — в середине 2000-х студиозус — удивлялся в соцсетях: промежду свежеиспеченных студентов топовых вузов в упор-таки принято, подобно как на поступление (оно но обычно и совершеннолетие) старики дарят взрослым детьми квартиры. Такой смотри хороший тон середи благополучного слоя. Двадцать полет назад, в эпоху поперед ипотеки, такое в свой черед было — но про сверхбогатых единиц, которых невозможно было назвать слоем.
Сверхбогатые, натурально, смогут себе дать такой жест и без лишних разговоров — и вообще всегда, возле любом режиме и погоде. А гляди те, кто этажом вниз, уже не смогут. Накаленный (англицизм, да, так здесь уместный) развертывание цен на одеревенелость, связанный именно с развитием ипотеки, взогнал тариф «квадрата» до нереалистичных значений — у покупателей не принимая во внимание кредитной поддержки элементарно нет столько денег. А с кредитом — вышел таких зарплат, с намерением потянуть платежи с новыми ставками.
Слыхать, банки вместе с застройщиками (пошло п-то надо!) придумают, точно делать. Например, выведут для рынок сверхдлинную наследуемую ипотеку — кому, приблизительно сказать, крепостное либерум вето, а кому и институт укрепления семьи. Держи полвека, например, — кто именно больше? Правда, (в такая загвоздка: малограмотный так уж большой у нас оптимистов, способных для эти самые полтинник вперед что-либо проектировать. Но допустим, кое-какие из тех, который хочет любой ценой выдержать роль потребительские стандарты, нате это пойдет.
Так куда вероятнее, по какой причине большинство пойдет ровно по второму пути: мало-: неграмотный покупать, а снимать, как ни говори ставки аренды растут в непропорциональный зависимости от платежеспособного спроса, а маловыгодный ключевых ставок. И потом те предприниматели, который сможет аккумулировать бог не обидел квартир в собственности, не грех целыми домами, станут теми самыми «лендлордами», рантье, владельцами доходных домов.
Они, сии новые доходные в родных местах, будут не такими престижными, во вкусе Калабуховский из «Собачьего сердца». Обойдется минус Пречистенки и стиля ар нуво, в тех домах собственники каждой изо бриллиантовых квартир сейчас и сейчас люди непростые. На гумне — ни снопа, доходные дома нашего века будут во (избежание среднего и ниже классов: стандартные планировки и стандартное услуги. Если денег у съемщика поболее — бизнес-класс, не в такой степени — комфорт с окнами вот двор-колодец. Экономкласс — со специфическим контингентом, спартанским обслуживанием и покомнатной (а как-нибуд и покоечной) сдачей. Совершенно как у О. Генри и Достоевского.
Все конечно, есть и третий проект: рассредоточиться по регионам и отклонить от «покорения Москвы» всей Россией. А для уровне областных центров — в свой черед разгрузиться и начать восстановлять провинцию. Но, видимое дело, это все-таки невыгодный более чем мечты: в взрослые города людей охота работа, медицина и организация (культура — тоже отлично, но в меньшей степени). Будто бы и пишут, с этим должен стать лучше — да что вы? вот когда достаточно, тогда и обсудим. А докол лишь романтики с московскими квартирами в собственности будто бы о возвращении в деревни (и когда переходят к делу, квартиры в столице кончено равно оставляют вслед собой, чтобы вернуться). Прагматики — а большая доля нас именно таковы — выбирают мегаполис.
Может бытийствовать, в этом и суть? Опять недавно мы гордились тем, словно в отличие от большинства стран решетка у нас в России стандарт — владеть жильем, а малограмотный снимать его. Хотя, прогрессисты постоянно кривились: запруда, из-за сих самых приватизированных «квадратных аршин» у нас плохая трудовая транспортабельность, никого не заставишь искалечивать вслед за работой. Ужели, кажется, в этом ты да я возвращаемся на отвали прогресса: похоже, мегаполис XXI века с его высотками и сверхплотным заселением приставки не- сочетается с массовой собственностью сверху квартиры. И через генерация мы разделимся для снимающее большинство и владеющее доходными домами меньшая часть.
А «однодворцы» — дети приватизации — как мне видится, просто естественным толково вымрут вместе с домами советской и ипотечной эпохи. Насупленно, но таков, якобы говорится, путь.