Юкo Xaсeгaвa, кaк всeгдa, в яркoм нaрядe. Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службoй биeннaлe
— Юкo, привeт. Всe в пoрядкe?
— Дa, тoлькo сплю нe бoльшe трex часов. На подготовку такого сложного проекта было меньше года, это, конечно, очень маленький срок, но мы смогли все успеть. Переезд из Манежа в Новую Третьяковку стал большой радостью, в том числе и потому, что удалось растянуть проект на четыре месяца (предыдущие шли не больше месяца. — К.К.), и вообще это научило меня быть более гибкой.
(Переходим во внутренний дворик, где Юко очень нравится ландшафт с множеством растений.)
— Вспомните первые впечатления от галереи.
— Она поразила меня строгим советским стилем и громадными помещениями. Восхитила потрясающая коллекция русского авангарда. Заинтересовали процессы модернизации, которые сейчас происходят здесь. Что касается внутренней архитектуры, то именно на таких площадках и проходят международные биеннале. Сейчас я занимаюсь стандартной работой куратора: стараюсь трансформировать залы и коридоры под особенности концепции, максимально органично вписать работы художников в пространство.
— Юко, ваше предпочтение ярких оттенков в одежде отразится на цветовых решениях проекта?
— Не сильно. Все-таки биеннале — это не мое отражение. По стилю я — «витаминная девочка», которая доносит до людей дух оживления, что несколько не соответствует идее проекта. Он будет менее ярким и насыщенным. В приглушенных, естественных, грязных цветах, но с определенным шиком.
— Его название «Заоблачные леса» звучит очаровательно, а как будет выглядеть?
— Концептуальные названия такого рода — ресурс для вдохновения художников. Они обращаются к ним, когда визуализируют свои работы в пространстве. А интерпретация идей и образов — привилегия зрителей. Для их удобства мы создали карту с пиктограммами, которые обозначают секции. Она нужна здесь так же, как и при передвижении по лесной чаще или подъеме на вершину горы. Я надеюсь, что с каждым зрителем случится воображаемое путешествие, в котором ему ничего не навязывают и он остается максимально свободным. Встретятся знакомые, но раскрывшиеся по-новому формы. Допустим, как найти любимый гриб под деревом, который окажется потом с необычным запахом, вкусом и, может быть, даже навеет чувство опасности.
— Как пользоваться этой картой?
— Когда встретите ее при входе на биеннале, обратите внимание на расположение и описание каждой секции. Мы разработали специальные значки, которые зритель сможет запомнить и двигаться по выставке, держа их в голове. Все секции взаимосвязаны: к примеру, вы увидите, как старшее поколение («лесное племя») с помощью культуры взаимодействует с молодым, то есть «облачным». Все они пересекаются с кластером животных, и на этой стадии возникают мысли о новом материализме. Это когда не только предметы осязаемы, но и информация.
Юко Хасегава с той самой картой Основного проекта биеннале. Фото предоставлено пресс-службой биеннале.
— Вы пытались повлиять на художников, создающих проекты специально для биеннале?
— Таких проектов 10. Мое влияние на их создание ограничивалось дружескими советами. Так получилось с российскими авторами Анастасией Потемкиной и Валей Фетисовым, представителями «облачного», то есть молодого поколения. Они родились после появления Интернета и творят новый язык. Увидите это в работе Фетисова, который работает с Facebook, делая его субъективным пространством для множества людей. Остальные проекты были начаты до подготовки к биеннале, но закончены именно для нее, отражая мою концепцию.
— Как вам удалось заманить в качестве участников таких мегазвезд, как Мэтью Барни и Бьорк?
— Мы давно с ними знакомы, работали вместе над видеопроектом. Когда я пришла к Мэтью и рассказала идею взаимоотношений двух поколений, он увлекся и захотел приостановить съемки своего фильма про волков и сделать кое-что для биеннале. Бьорк же — музыкальный и визуальный лидер своего поколения — согласилась на проект, потому что во всех своих работах она исследует культурные корни, что есть в нашем проекте. Особенно это касается ее проекта «Bjork digital», который она сделала на основе последнего альбома и к которому выпустила специальный набор приложений для Ipad. Благодаря им любой желающий, в том числе музыкант, не имеющий дорогого профессионального оборудования, может бесплатно записать свою музыку. Это манифест свободе от традиционных рамок западной капиталистической и шаблонной культуры. Бьорк — одна из самых инновационных, но при этом чувственных современных деятелей искусства, и я горда, что она с нами.
Проект Бьорк. Фото предоставлено пресс-службой биеннале.
— Как мировое сообщество оценивает Московскую биеннале?
— Несколько ее основных проектов прошли на высоком уровне. Только не всем желающим удалось их оценить, так как возникали проблемы с получением визы. Но даже это не уменьшает постоянное любопытство к российскому искусству, которое проявляют арт-специалисты из многих стран. Кстати, рекомендую вашим художникам выходить на международных кураторов, чтобы их работа была оценена на основании важных глобальных, а не локальных критериев. Благодаря недавно разработанной системе подачи заявок на Московскую биеннале теперь это сделать просто. Многое из того, что я увидела в России, оказалось, если так можно сказать, наивным, хотя и поэтическим. У ваших художников достаточно воображения и тепла. Но они нуждаются в международном промоушене.
Справка «МК»
Юко Хасегава родилась в 1957 году в префектуре Хего, Япония. Окончила Киотский университет и Токийский университет изящных искусств и музыки. В 1993–1999 годах курировала Художественный музей Сэтэгаи (Токио), в 1999–2005-м — главный куратор, а в 2005–2006-м — художественный руководитель Музея современного искусства XXI века в Канадзаве (Япония). C 2006 года — главный куратор Музея современного искусства Токио. В настоящее время является профессором Университета искусств Тама, где ведет курсы по кураторству и теории искусства. Хасегава участвовала в подготовке многих международных выставок, в том числе была куратором 7-й Стамбульской биеннале (2001), сокуратором 5-й Шанхайской биеннале (2002) и 4-й Сеульской международной биеннале медиаарта (2006), художественным советником 12-й Венецианской архитектурной биеннале (2010), сокуратором 29-й биеннале в Сан-Паулу (2010) и куратором 11-й биеннале в Шардже (2013). Участник многочисленных наблюдательных советов и жюри, в том числе жюри 48-й Венецианской биеннале (1999). В 2003-м была комиссаром павильона Японии на 50-й Венецианской биеннале.