Синдром хронического откладывания: как заставить себя выучить все за послед

Скoрo экзaмeны, a нa стoлe — нeтрoнутaя стoпкa учeбникoв. Любитeлeй oтклaдывaть нa пoтoм срeди студентов предостаточно. Как застав

Знакомая картина: на носу сессия, а студенты заняты чем угодно, только не зубрежкой. Один рьяно орудует пылесосом, другой вдруг вспомнил про гору немытой посуды, а третий напряженно вглядывается в монитор компьютера: электронная почта и социальные сети затянули бедолагу в омут нескончаемого общения.

У «откладывания на завтра» есть научное название — прокрастинация (от латинского procrastinatus — отсрочка). По результатам опроса, проведенного Фрайбургским университетом, каждый шестой студент не может сосредоточиться перед экзаменами, отвлекаясь на посторонние дела.

Еще школьницей Сабине Гротехусман (Sabine Grotehusmann) обращала внимание на то, что каждый из ее одноклассников запоминает материал по-своему, и поняла, что даже сложные темы можно объяснить просто и наглядно. Интерес перерос в призвание: сегодня филолог Гротехусман профессионально готовит к экзаменам студентов и школьников. Опираясь на многолетний опыт, она разработала собственную стратегию борьбы с синдромом прокрастинации.

На экзамен на… самолете

На экзамен, как в путешествие, нужно отправляться в приподнятом настроении, уверена Сабине Гротехусман. Залог успеха — наличие четких целей, мотивация и основательная подготовка. С ними выучить материал можно и в кратчайшие сроки, утверждает эксперт на страницах своей книги «Успех на экзамене» («Der Pr?fungserfolg»).

Начать она советует с выбора… летательного аппарата, на котором вы отправитесь на экзамен. На вертолете, космическом корабле со сверхзвуковой скоростью, в компании единомышленников на вместительном аэробусе или бесшумно, комфортно, внимательно разглядывая ландшафт на аэроплане… Главное — виртуальный самолет должен соответствовать учебному темпу и характеру учащегося.

Затем следует изучить свою «машину» — оценить собственные возможности — и «загрузить» ее учебниками и литературой.

Третий шаг — продумывание «маршрута», то есть плана подготовки. Часть «полета» следует запланировать в режиме автопилота: учесть перерывы на обед и отдых. «Многие пытаются учить круглосуточно, забывая про сон и еду. А ведь ни одна машина без горючего не поедет», — отмечает Сабине Гротехусман и советует не переоценивать собственные силы.

Нужно учить? Отдохни!

Еще один немаловажный фактор — концентрация. К сожалению, она обычно снижается уже через 20-30 минут работы. Переживать из-за этого не стоит. «За это время можно успеть гораздо больше, чем за целый день», — заявила в интервью радиостанции Deutschlandradio консультант карьерной службы Кельнского университета Анна Нгуен (Anna Nguyen).

Она рекомендует ненадолго отвлекаться каждые 20 минут, а после четырех-пяти таких блоков делать получасовой перерыв. Его можно совместить с очередным эпизодом любимого сериала, прогулкой с собакой, походом в булочную. При этом социальные сети, компьютерные игры, мобильник и Ipad- абсолютные табу, в этом единодушны оба эксперта.

Экзаменационный форс-мажор

Экзаменационные «стихийные бедствия» в виде провалов памяти, приступов тошноты, головных болей и даже нервного срыва — явления досадные, но отнюдь не редкие. «Они приводят к тому, что на экзамене может «отключиться свет» — в голове образуется полная пустота», — предупреждает Сабине Гротехусман.

Самым эффективным методом профилактики этого форс-мажора она считает составление «карт памяти» (от английского mind map). Дело в том, что, по мнению ученых, мы запоминаем лишь 10 процентов прочитанного и 90 процентов созданного нами самими. Так что стоит вооружиться самодельными карточками с пометками, схемами, таблицами, рисунками. Они помогут структурировать мышление, выкристаллизовать главное, а наглядная презентация материала облегчит его усвоение.

Такой подход оптимален для студентов так называемого визуального типа, легко запоминающих зрительные образы, а также для «интеллектуальных лодырей», способных осилить программу курса за ночь. Тем не менее, попробовать эту методику Гротехусман рекомендует каждому.

Способ Анны Нгуен понравится тем, кто лучше всего воспринимает информацию на слух: в ход идут аудиозаписи лекций, аудиокниги, а также самостоятельно записанные «аудиоконспекты». Этот метод подготовки особенно подходит занятым и мобильным студентам, ведь он позволяет учиться везде и всюду: по дороге в университет, в приемной у врача, в парке, автобусе или машине, даже во время выполнения какой-нибудь механической работы.

Итак, пристегните ремни, идем на посадку! Голова светлая, чувствуем радость приземления (это уже экзамен), концентрируемся на главном — экзамен сдать блестяще!

Источник: Русская служба DW

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Яндекс.Метрика