Нa рaдoсть мeдийщикaм тeмпы вoсстaнoвлeния oтрaсли пoслe кризисa ускoрились. Eсли вeрить нoвым дaнным ВРК, тo пo итoгaм гoдa рeклaмный пирoг дoлжeн вырaсти нa 20,6% — дo 10,9 млрд грн. Eщe пoлгoдa нaзaд кoaлиция былa настроена более песcимистично и пророчила рынку лишь 12% годового роста.
Поэтому в 2016-м динамика восстановления рынка рекламы и опережает рост экономики. «Положительная динамика рынка скорее свидетельствует об определенном объеме отложенного спроса на рекламу, нежели о восстановлении экономики страны», — пишут они. Хотя аналитики ВРК предупреждают, что сильно радоваться пока рано. «Рекламные бюджеты сокращались даже больше, чем того требовали фактические рыночные реалии», — подчеркивают в ВРК. В разгар кризиса в 2014-2015 году многие рекламодатели отреагировали на события в Украине слишком резко.
Рекламщики наслаждаются отложенным спросом
В декабре 2015 года ВРК давала гораздо более сдержанную оценку прироста — 16%. По ее прогнозу, этот сегмент вырастет на 26%, до 5,3 млрд грн. Самые большие надежды ВРК возлагает на королеву медийного рынка — телевизионную рекламу.
А в 2014-м, с началом неблагоприятных политических и экономических событий, этот сегмент рухнул на 20%. Если предсказания экспертов коалиции сбудутся, это будет означать, что рынок ТВ-рекламы по итогам года хотя бы в гривневом эквиваленте выйдет на уровень докризисного 2013 года. Тогда объем рынка ТВ-рекламы составил 4,9 млрд грн.
«Наша оценка: за первое полугодие 2016-го рост составил 40%. По итогам года он будет 30%», — говорит PR-директор группы StarLightMedia Ольга Ваганова. Оживление на рынке ТВ-рекламы наблюдают и крупнейшие медиахолдинги.
Они прогнозируют рост рынка на 15-20% относительно уровня 2015 года. Основания для оптимизма есть. В первом полугодии 2016 года 1+1 медиа уже заработала на 40% больше, чем за тот же период 2015-го. В группе 1+1 медиа уверены, что в текущем году рынок телерекламы вернется на уровень докризисного 2013-го.
В первом полугодии, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост доходов у группы составил около 27%. «Если не будет сильных потрясений в экономике, рост рынка ТВ-рекламы может оказаться еще более динамичным», — надеется директор сейлз-хауса Медиапартнерство (Медиа Группа Украина) Юлия Костецкая.Доходы телевизионщиков растут в основном за счет увеличения расценок на размещение рекламы. В Медиа Группа Украина также настроены на позитив. Примерно на такой же процент собираются увеличить расценки на размещение рекламы и Плюсы. На днях о повышении цен с осени на 35% объявила StarLightSales.
Во-первых, возвращение в эфир около 20 брендов, которых не было последние год-два. В-третьих, рекламная активность украинских производителей. Костецкая называет еще несколько дополнительных факторов роста. По ее словам, лидерами увеличения рекламных бюджетов за первое полугодие стали рекламодатели из таких сфер, как косметика (+79%), лекарства (+53%) и гигиена (+56%). Во-вторых, появление новых категорий рекламодателей на ТВ (образование и работа, e-commerce, автохимия, женское белье).
Телевизор быстрее интернета
По его словам, в онлайне появляется много небольших интернет-магазинов, которые влияют на увеличение рекламных оборотов. Управляющий партнер диджитал-агентства PlusOne DA Максим Саваневский считает этот прогноз реалистичным. Он добавляет, что интернет-реклама будет расти не только за счет инфляции, но и благодаря появлению новых игроков на рынке. Из-за отложенного спроса и заметной инфляции телереклама по темпам роста в 2016 году должна обогнать даже рекламу в интернете. Согласно обновленному прогнозу ВРК, этот сегмент вырастет лишь на 21%, до 2,8 млрд грн.
По данным группы, лидерами по рекламным бюджетам в онлайне являются компании из сферы e-commerce (Rozetka.ua, Новая почта, modnaKasta и так далее). В 1+1 медиа добавляют, что одна из основных категорий рекламодателей в интернете — FMCG — схожа с телевизионной. При этом, в отличие от ТВ-рынка, в интернете почти нет рекламы фармацевтики.