Битвa мeжду Министeрствoм инфрaструктуры и Укрзaлізницeй — этo бoрьбa зa сфeры влияния или пoлитичeскиe игры?
Стрaсти вoкруг Укрзaлизници, рaзгoрeвшись двe нeдeли нaзaд, бушуют и пoнынe. Кoнфликт вoкруг УЗ зa этo врeмя нe oбсудил рaзвe чтo лeнивый. Мaслa в oгoнь пoдливaли мнoгoчислeнныe выступлeния в медиа. Корреспондент в прошлом номере проанализировал ситуацию.
Однако скандал не утихает и обрастает подробностями каждый день. Битва такого масштаба для перевозчика беспрецедентна. Что же послужило ключевым толчком к ней — борьба за сферы влияния, политические игры, отсутствие реформ в ведомстве? Мнения экспертов разделились.
Сергей Ярошенко, юрист, представитель Transparency International
Не прыгнуть выше головы
Создана специальная мониторинговая группа из журналистов и специалистов по закупкам из Prozorro, которые мониторили тендеры, проведенные Укрзализныцей в последнее время. На сегодняшний день, по инсайдерской информации, в Мининфраструктуры создается новая мониторинговая группа с пятью подгруппами. Они будут следить за закупками Укрзализныци, Управлений речного и морского транспорта, Укрпочты, Укравтодора, государственных аэропортов (Киев и Львов). После того как Кабмин принял решение о переподчинении УЗ себе, выше своей головы министр инфраструктуры прыгнуть не сможет. Это решение коллективное. Пока рано оценивать деятельность нового руководителя УЗ Войцеха Балчуна. Однако распространяется информация о том, что он много дней провел за рубежом, при этом получая высокую зарплату. Если топ-менеджер получает такую зарплату, он должен быть в Украине постоянно и не просто работать, а пахать, чтобы мы видели результаты. Я присутствовал в Мининфраструктуры на одном совещании заместителя министра с начальниками службы безопасности Укрзализныци. По итогам этого совещания были уволены трое начальников СБ этого ведомства. То есть мы видим какие-то кадровые перемещения. Объективны они или субъективны?
Войцех Балчун, глава правления ПАТ Укрзализныця
Борьба со схемами начинается
Буквально сегодня общался с депутатами в парламентских комитетах. Вижу искреннее желание разобраться в той ситуации, которая искусственно создана вокруг Укрзализныци. Прямые откровенные вопросы, с одной стороны, говорят об обеспокоенности судьбой и перспективой одной из наибольших компаний государства. С другой — свидетельствуют о масштабе дезинформации о состоянии дел в компании, о смещении причин и следствий, которые подаются народным депутатам в том числе из наивысших министерских кресел.
Объясняем свою точку зрения относительно острых вопросов функционирования компании, развенчали абсурдные мифы, презентовали свое видение модернизации Укрзализныци. Борьба со схемами начинается с признания очевидного — они есть, компания опутана ими, как муха пауком. С нашей стороны — системная работа относительно искоренения схем и ни одного противодействия правоохранительным органам. И мы как менеджмент, и общество ожидаем результатов их работы относительно фактов злоупотреблений в компании. Думаю, мы убедили в этом народных депутатов. Особая благодарность — за готовность на законотворческом уровне поддерживать те начинания, которые помогут возродить Укрзализныцю.
Ярослав Дубневич,глава парламентского Комитета по вопросам транспорта
Пыль в глаза
Я рад, что решение Кабмина стимулировало министра вскрыть проблему, о которой он молчал и, похоже, говорить не собирался. Говорить его вынудило формальное переподчинение УЗ. Увы, вскрытия проблем не произошло. Все превратилось в скандал. А хотелось бы все-таки конкретики.
Начнем с коррупции. Борьба с ней стала одной из ключевых задач для новой команды, возглавившей УЗ меньше года назад. Напомню, Балчун был живо поддержан на конкурсе всеми, включая нынешнего министра инфраструктуры, благодаря его Стратегии развития с главным пунктом — об искоренении коррупции. Что по факту? Новая команда пока пеняет на то, что не имела представления, какой сложный и запущенный организм ей достанется в управление. Сложно с этим не согласиться. К тому же она всего несколько месяцев у руля, до коренных перемен руки не дошли. В то же время по части борьбы с коррупцией у них есть позитивные шаги — например, система Prozorro, по которой с 2016 года проходят все тендеры. Укрзализныця — едва ли не самое крупное госпредприятие, на котором внедрена и успешно работает эта система, и она приводит к реальной экономии государственных денег. Об этих успехах не без гордости и не раз заявляли и в Мининфраструктуры, и в Минэкономразвития.
Разобравшись в коррупционной системе распределения вагонов, нынешнее руководство УЗ предложило и запустило прозрачную схему их распределения. Произошли существенные кадровые изменения. Тогда откуда и почему столько шума и обвинений в недостаточности антикоррупционных мер, втягивание в скандал все новых имен? Не потому ли, что