Нoвый зaкoнoпрoeкт oб aкцизe нa бeнзин нe рeшит прoблeмы нeуплaты нaлoгoв, нo привeдeт к пoдoрoжaнию пeрeвoзoк, зaявляют юристы.
Зaкoнoпрoeкт «O внeсeнии измeнeний в Нaлoгoвый кoдeкс Укрaины об усовершенствовании взыскания акцизного налога при розничной торговле нефтепродуктами», внесенный на рассмотрение Верховной Рады, в случае его принятия может привести к цепочке подорожания всех потребительских товаров, но не решит проблему с уклонением от уплаты налогов. К такому выводу пришли специалисты юридической компании Prove Group, проанализировав текст документа.
В данном законопроекте депутаты предлагают уточнить, что акцизный налог платится не только при покупке бензина гражданами для личного использования, но и в случае, если топливо покупают предприятия.
«Такая норма приведет к подорожанию продукции предприятий, которые покупают бензин для производственных нужд, в том числе для заправки автомобилей предприятия и осуществления перевозок. Размер уплачиваемого акциза отразится на стоимости перевозок, что может привести к подорожанию других продуктов», — комментирует старший юрист Prove Group Антон Каганец.
Юрист также указывает, что предложение депутатов, как и существующая система уплаты акцизного налога в целом, противоречит Директиве Совета ЕС 2008118ЕС от 16 декабря 20008 года, которая устанавливает условия обложения акцизами. В соответствии с данным документом, розничные продажи подакцизных товаров не могут облагаться акцизным налогом, поскольку он должен уплачиваться только во время изготовления или импорта таких товаров. У нас же платить акциз необходимо при продаже продукции конечному покупателю.
«На данный момент при уплате акцизного налога с розничных продаж возникает целый ряд проблем. Например, налог сложен в администрировании из-за того, что часто подакцизные товары, в том числе бензин, продают без кассовых аппаратов, что дает возможность предпринимателям уклоняться от уплаты налога. При этом, как правило, в розничную цену бензина уже заложен 5%-ный налог. Конечный потребитель уплачивает его в составе цены товара, но в бюджет он полностью не перечисляется. Ситуацию усугубляет рынок контрабандной и контрафактной продукции, которая реализуется по более низкой цене», — добавляет Каганец.
Новый законопроект не только не способен решить указанные недочеты, но и сулит появление новых проблем, указывает юрист. По его мнению, в данной ситуации лучшим решением была бы отмена акцизного налога, который уплачивается при розничной торговле подакцизной продукцией.
«Чтобы компенсировать потери бюджета, можно увеличить акцизный налог на 1-2%, но только при импорте и производстве нефтепродуктов. Это приведет к упрощению администрирования, снижению цены на бензин и пресечению схем, позволяющих уклоняться от уплаты собранного акцизного налога», — резюмировал Каганец.
Law company Prove Group (LCPG) — юридическая компания, специализирующаяся на налоговом и таможенном праве (административные и судебные процедуры), защите бизнес-интересов при общении с контролирующими органами, защите интересов клиента в хозяйственных и гражданских дискуссиях, защите должностных лиц предприятия в рамках уголовного производства, сопровождении хозяйственной деятельности и составлении договоров, подготовке и сопровождении законодательных актов, в том числе в ВРУ. Управляющий партнер – заслуженный юрист Украины Владислав Кочкаров.
Куда идут акцизы с топлива? Для Яценюка сняли видео о состоянии дорог