Депутаты и дороги: где Верховная Рада ищет деньги на их строительство и ремонт

Дeньги в oбщий кoтeл

6 oктября, Вeрxoвнaя Рaдa принялa в пeрвoм чтeнии двa зaкoнoпрoeктa, кoтoрыe дoлжны рeшить прoблeму нexвaтки срeдств нa дoрoжнoe xoзяйствo.

Сeйчaс, сoглaснo зaкoну «Oб истoчникax финaнсирoвaния дoрoжнoгo xoзяйствa Укрaины» в тeкстe гoсбюджeтa кaждый гoд должна предусматриваться строка под названием «Государственный дорожный фонд» (ГДФ). Из него должны финансироваться работы по строительству, ремонту и содержанию дорог. Его доходы должны формироваться за счет акцизного сбора и импортной пошлины на нефтепродукты, а также акцизного сбора и импортной пошлины с импортируемых автомобилей.

Однако, все это пока теория. По словам бывшего заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, с середины «нулевых» эта норма закона не исполняется. «Проблема в том, что сейчас финансирование расходов на ремонт и содержание дорог является незащищенной статьей госбюджета. Фактически, Минфин самостоятельно, каждый год решает — сколько денег из собранных целевых акцизов отдать на дороги. Так появляется в госбюджете строка расходов на их строительство, ремонт и содержание. То есть, в последние годы госбюджетами не предусматривается функционирование Государственного дорожного фонда», — говорит он.

Теперь же, как предусматривается  одним из рассмотренных законопроектов, финансирование Государственного дорожного фонда будет закреплено в рамках спецфонда госбюджета. «В этом случае финансирование Государственного дорожного фонда станет защищенной статьей — то есть все акцизы будут автоматически поступать в его распоряжение и на его цели. То есть теперь те деньги, которые автомобилисты платят в виде акцизов при покупке топлива, будут расходоваться непосредственно на дороги, а не растворяться в госбюджете», — объясняет Александр Кава.

Акцизы и пошлины — не единственный источник наполнения фонда. Туда же, со временем, будут поступать плата за проезд дорог автомобилями с превышением весовых или габаритных параметров, платежи за передачу дорог в концессию, кредиты, привлеченные под госгарантии, а также плата за проезд платными дорогами. Естественно, возникает вопрос — какие дороги будут ремонтироваться и содержаться? Депутаты предлагают ответить на него так: 62% средств фонда будет уходить на дороги государственного значения, 35% — местного значения и 3% — на обеспечение безопасности дорожного движения. Также средства фонда, не потраченные в одном бюджетном году, смогут оставаться в распоряжении фонда и в следующем.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян надеется, что депутаты примут законопроекты во втором чтении уже в октябре-ноябре.

Плюс-минус миллиарды

«Дорожники» уже подсчитывают расходы государства на строительство и ремонт.

Глава парламентского комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич говорит, что принятие этих двух законопроектов позволит увеличить финансирование дорожного хозяйства в несколько раз. «Мы предполагаем, что при сохранении 75% поступлений с акцизов это даст возможность уже в 2018 году увеличить финансирование до 25-30 миллиардов гривен», — заявил он. Напомним, что в проекте госбюджета на 2017 год на дороги запланировано 14,2 миллиарда гривен.

Бывший директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Министерства инфраструктуры Роман Хмиль говорит, что сейчас в стране собирается акцизов с топлива примерно 40 миллиардов гривен в год.

«Фонд должен стать системным механизмом, аккумулирующим на спецсчету госбюджета целевые средства на ремонт дорог, запрещающем их использование на другие нужды госбюджета, и отменяющим ручное управление распределением финансовых ресурсов между дорогами, регионами и органами исполнительной власти, —  говорит эксперт транспортной отрасли Олег Островерхий. —  Должен быть максимум формульных вещей, когда ни Верховная Рада, ни Кабмин не будут вправе использовать акциз на топливо на другие нужды бюджета и в ручном режиме менять финансирование между дорогами, регионами или видами ремонтно-строительных работ».

Пока что из таких формул в законе указаны только две — доля акциза, который будут поступать фонду (предполагается, что в 2017 и 2018 годах в ГДФ поступит 75% акцизов, с 2019 года — 100%),  а также распределение между дорогами государственного и местного значения.

Дорожный фонд — необходимое, но не достаточное условие для появления в стране хороших дорог. По мнению Романа Хмиля, принятие законопроектов обеспечит стабильность финансирования дорожного хозяйства на 5-10 лет. «Это позволит дорожному сектору планировать свою работу на несколько лет вперед. В свою очередь, это приведет к тому, что бизнес будет готов инвестировать в дорожные строительные компании, будучи уверенными в заказах на ремонт и строительство дорог», — говорит он.

По его же словам, осуществлять дорожные работы сейчас фактически некому: «Все украинские дорожные компании обанкротились. Последняя национальная компания «Альтком» лежит на боку и не может закончить ремонт О

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Яндекс.Метрика