Мы связaлись с культурoлoгoм, aвтoритeтным кинoвeдoм Кириллoм Рaзлoгoвым, кoтoрый, кaк всeгдa, точно расставил все акценты.
— Кирилл Эмильевич, ну что, уже и грудь нельзя в кино, это оскорбляет чувства (как всегда каких-то мнимых масс), мы легким движением руки переносимся в Средневековье?
— Средневековье как раз было очень разным. Вспомним культ обнаженных тел еще в античности, особенно, женского тела. Достаточно пойти в любой крупный музей мира, чтобы и там увидеть обнаженные формы в любом количестве. Причем, там все это можно рассмотреть куда более детально, чем это есть в кинематографе. Обнаженно тело — это часть культуры, в этом плане в разных странах отношение к нему разное: в индийских храмах Кхаджурахо половые акты вообще изображаются в качестве храмовых сцен, во многих древних культурах есть фаллические символы, которые высоко почитались… Да, христианство, в силу своей специфики, наложило на это определенный запрет, мусульманство наложило еще больший запрет — женщина иной раз не может даже показать свое лицо в общественном месте. То есть у каждой культуры своя норма. Если мы движемся в сторону фундаментального мусульманства — тогда надо прикрывать всё свое тело, причем, не только женщинам, но и мужчинам. Если мы движемся в сторону средиземноморских культур, то там даже полное обнажение вполне допустимо, скажем, на пляжах… Это вопрос чисто культурологический — почему то, что было дозволено вчера, сегодня не дозволено.
— Но, извините, предписания по этому поводу…
— А вот безумные предписания по этому поводу далеко отстоят от реальной жизни. Достаточно посмотреть на российских женщин, отдыхающих сейчас в Турции, на то, как они с удовольствием ходят и плавают в стрингах, чтобы понять, что все эти требования, — прикрыть свое тело и ничего не показывать, — по меньшей мере, не соответствуют реальной культурной практике наших же современников.
— Даже в относительно табуированном советском кино все равно были свои известные вольности…
— Ну конечно, и это естественно: когда ты говоришь о личных чувствах людей, об их взаимоотношениях, так или иначе что-то обязательно показывается. Другое дело, что, скажем, в Америке в 30-е годы XX века был принят известный этический кодекс Хейса, это породило разного рода обходы и выработку символического языка, пока этот кодекс не был отменен, и по точному замечанию одного американского критика, «в это время на американское кино легко затемнение». Живая культура есть живая культура, а накладывание на нее искусственных запретов только возбуждает еще больший интерес. Впрочем, общественное обсуждение разного рода проблем вокруг живой культуры никогда не будет лишним, и в этом я вижу единственную положительную сторону всего того, что происходит вокруг «Матильды».
— То есть то, что «Матильда» проходит это Чистилище, не знаю, как поточнее…
— Да, это просто часть рекламы этой картины. Помимо того, что это демонстрация глупости людей, которые это всё затеяли, это просто дополнительная реклама.
О романе Николая и Кшесинской читайте в нашем спецпроекте «Матильда»
Смотрите фоторепортаж по теме:
Матильда Кшесинская и цесаревич Николай: история в фотографиях
39 фото