Инфляция в России неожиданно замедлилась в сентябре в первый раз за три месяца, так как рецессия привела к уменьшению внутреннего спроса.
Рост потребительских цен замедлился до 15,7% по сравнению с тем же месяцем годом ранее, после пика 15,8% в августе, говорится в заявлении Федеральной службы государственной статистики, опубликованном в понедельник 6 октября. Средняя из 18 оценок экономистов, опрошенных Bloomberg, предполагала рост цен на 15,8% в годовом исчислении в сентябре. Потребительские цены увеличились на 0,6% по сравнению с предыдущим месяцем.
Сюрпризом ставшее замедление роста цен свидетельствует об углубляющемся экономическом спаде, который перевешивает влияние девальвации рубля в июле-августе. Кризис уже привел к падению потребительского спроса на фоне первой рецессии в России с 2009 года и инфляции почти четырехкратно превышающей среднесрочный целевой ориентир Центрального банка, который в прошлом месяце сделал паузу в ослаблении ключевой процентной ставки. Пауза произошла впервые в 2015 году, после целого ряда снижений процентной ставки в общей сложности на шесть процентных пунктов до 11%.
«Это может быть ранним признаком, что слабость экономики оказывает более сильное влияние на инфляцию, чем слабая валюта», — сообщил по телефону Уильям Джексон, аналитик лондонского Capital Economics Ltd., перед выходом данных. «Слабость внутреннего спроса действует на инфляцию».
Рубль, который потерял почти 39% по отношению к доллару в прошлом году, несколько укрепился в течение последнего месяца, продемонстрировав лучшее исполнение среди всех развивающихся рынков за период. Российская валюта укрепилась до уровня ниже 63 по отношению к доллару в последние дни по сравнению с уровнем 66-67 рублей за доллар на прошлой неделе.
Министерство экономического развития РФ прогнозирует, что в 2015 году спад в экономике России составит 3,8%, при этом промышленное производство упадет на 3,3% или 3,4%. Грузоперевозки товаров по России сократились немного, а вот грузоперевозки из-за рубежа снизились очень значительно по причине падения объемов импорта. И, в первую очередь, это касается грузоперевозок из стран Европейского союза, а также некоторых других государств.