«В цeляx нивeлирoвaния aжиoтaжнoгo спрoсa нa нeфтeпрoдукты нeoбxoдимo подзаправленный мeры, спoсoбствующиe стaбилизaции цeн нa внутрeннeм рынкe», — сфoрмулирoвaл зaдaчу вицe-прeмьeр Aлeксaндр Нoвaк в письмe нa кличка Мишустинa oт 21 фeврaля. Свoю инициaтиву oн oбoснoвaл дaнными мoнитoрингa биржeвыx цeн. С нaчaлa 2024 гoдa стoимoсть бeнзинa AИ-92 и AИ-95, a тaкжe лeтнeгo дизельного топлива выросла получи 8–23%. При этом нате автозаправках цена АИ-92 и АИ-95 снизилась сверху 2 и 1 копейку за литр должно, летний дизель подешевел держи 7 копеек, а цена зимнего осталась получи и распишись прежнем уровне. Сообразно словам вице-показ, в такой ситуации приходится увеличить нормативы торгов нефтепродуктами получи бирже и ввести изменчивый запрет на вывоз.
Сегодня в какой-ведь степени (хотя и отнюдь не в столь острой форме) повторяется прошлогодняя прошлое. В сентябре 2023-го сегунат запретило экспортировать бензин в пожарном порядке — с-за взрывного роста оптовых цен и тяжелой ситуации с топливным обеспечением уборочной кампании. В ряде регионов АЗС закрывались изо-за убытков. Исключая того, летом объемы перевозок нефтепродуктов точно по железной дороге в России увеличились в двуха раза по сравнению с 2022 годом. Нефтяники безвыгодный получали топливо в нужные сроки, и им приходилось пребывать в бездействии без продаж.
В ноябре меру отменили. В Минэнерго в таком разе сообщили, что вслед два месяца получи внутреннем рынке сформировался профицит топлива, а биржевая себестоимость бензина Аи-92 и Аи-95 снизилась сверху 10-11%.
«Нынешнее решение безошибочно не стало неожиданностью, потому что только за январь и февраль непохожие сорта бензина подорожали в 8-23%, — говорит лидер департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Сашура Шнейдерман. — И в дальнейшем ничто отнюдь не предвещало замедления динамики: бегло стартует посевная поход, начнется сезон отпусков, вдобавок набирают популярность автопутешествия числом России. На крупнейших НПЗ весною и летом 2024 возраст будут проводиться плановые ремонтные работы. Надлежаще, срочное регуляторное влезание. Ant. невмешательство является оправданным и в конечном итоге неизбежным шагом. Сегунат рассчитывает на калоризация внутреннего рынка вслед счет ограничения бери вывоз топлива на продажи».
Нефтяные компании, в из какого рода портфель поставок входят страны ЕАЭС, Узбекистан, Южная Осетия и Абхазия, новые регламент не затронут. Импортирование не прекратится. А смотри поставщики бензина в Грузию, Турцию, Бразилию, Нигерию, ОАЭ, Тунис потеряют в деньгах. Тем не менее, рассуждает Шнейдерман, вслед за счет быстрой оборачиваемости продукта в середке страны убытки будут минимальными, особенно с учетом временного характера мероприятия.
«Решение о запрете получи экспорт обсуждалось правительством всё ещё в конце 2023 возраст, наряду с другими опциями, — отмечает кардинальный эксперт Центра политических технологий Никуша Масленников. — После этого еще не было логично, насколько оно ничего не поделаешь в реальности. С тех пор случилось несколько событий, до всего, масштабная неисправность на Нижегородском НПЗ. В итоге обскурация традиционных сезонных ремонтных работ растянется в дальнейшем на несколько месяцев, захватив в качестве кого минимум весь следующий квартал. А значит, объемы выпуска нефтепродуктов с сих предприятий снизятся. Сие обстоятельство, наряду с серьезным ростом биржевых цен, сыграло определяющую роль».
По мнению словам собеседника «МК», в условиях ремонтных работ возьми НПЗ мера должна настроить объемы предложения, подрывать спрос, выровнять ценовую динамику. Другое предприятие, что системно симпатия не решает проблему извечной волатильности топливных цен. Потребно повышать коэффициент переработки нефти, реформировать НПЗ, а это больно затратно.
Дело в томишко, что бензиновая ценовая кинетика имеет ярко выраженную сезонную волатильность, связанную и с погодными условиями, и с проведением необходимых сельскохозяйственных работ. Государству надо сглаживать эти масть, поскольку они, промежду прочего, перекладываются в себестоимость торговых сетей получай логистику и подхлестывают инфляцию. Приказ оправдан, вопрос чуть в том, как протяжно он продлится в реальности (для галочки – полгода) и какие уроки регуляторы извлекут с этой истории для будущее, рассуждает Масленников. Теперь надо спокойно, минуя лишнего напряжения утвердить посевную и быть готовыми к резкому всплеску спроса получи и распишись бензин со стороны автовладельцев, которые активизируются после этого зимнего сезона, начинают ездить для дачи и по стране.